Иллюзия драгоценности: как создаются имитации камней

Имитация драгоценного камня – это такой вежливый способ сказать, что камешек не является тем, за который его выдают. Это как собаки в одном из частных зоопарков, которых перекрасили и выдавали… за панд.

С камнями поступают также, хотя вопрос только в информированности покупателя – если покупатель не в курсе подмены, то имитация становится подделкой. В противном случае он сам выбирает дешевый вариант, который должен производить впечатление дорогого.

Как создаются имитации драгоценных камней

Первые подделки и стеклянные секреты Древнего Египта

Драгоценные камни относятся к предметам роскоши, поэтому имитировать их пробовали, наверное, во все времена. Достоверно известно, что этим занимались уже мастера Древнего Египта. Наиболее частым заменителем служило стекло.

Стекло и кристалл

Но тут, наверное, стоит уточнить, что такое стекло. Кристалл потому и кристалл, что обладает соответствующей решеткой, в узлах которой располагаются атомы. Если же те же атомы останутся в том же беспорядке, в котором они пребывали, когда камень находился в расплавленном состоянии, то это будет… стекло. То есть один и тот же состав может остыть либо с образованием кристаллической решетки, либо без нее.

Первые опыты с берилловым стеклом

Кстати, первые попытки создания искусственных изумрудов и представляли собой плавление дефектных или бесцветных кристаллов и добавление к ним окрашивающего окисла, но на выходе поначалу получалось только бериллиевое стекло.

Обычное оконное стекло имеет почти тот же состав, что и горный хрусталь, но разница между ними вам уже понятна.

Грань между синтетикой и имитацией

Стоит заметить, что описанное выше бериллиевое стекло – это такое связующее звено между камнями синтетическими и имитациями. С первыми его роднит то, что состав этого стекла идентичен составу натурального камня, со вторыми – то, что оно обладает другими характеристиками прозрачности, преломления и т.д.

Имитации из совсем других материалов

Настоящие имитации всегда сделаны из совершенно другого материала, чем имитируемый камень. Например, из стекла. Или пластмассы. Все их сходство обычно ограничивается только цветом.

Как устроено стекло и зачем оно нужно

Расширим понимание того, чем является стекло. Это продукт плавления при высокой температуре кислотного окисла с основным (щелочным). Когда окислы расплавятся, их быстро охлаждают, чтобы не допустить образования кристаллов. Чаще всего в качестве кислотного окисла берут кремнезем, то есть обычный кварцевый песок. Но его можно заменить окислами бора, мышьяка, сурьмы и фосфора.

Химический конструктор: создаем нужный цвет

Основной оксид тоже может варьироваться в широких пределах – обычно это сода или поташ вместе с известью, также добавляется жженная магнезия, оксиды свинца, бария, цинка, таллия, алюминия.

Для получения опалового стекла плавят фтористый кальций (плавиковый шпат), фторид натрия и алюминия (криолит), фосфат кальция (костную золу), реже – окиси олова или циркония.

Тот факт, что стекло не имеет кристаллической решетки, освобождает его от ограничений в пропорциях и количестве компонентов – менять их можно как угодно. И это позволяет добиться любого мыслимого оттенка цвета.

Кстати, интересный факт: вы наверняка замечали зеленоватый оттенок бутылочного стекла, даже если оно в целом бесцветное? Это признак железа, от которого не избавились с помощью солей марганца или мышьяка.

А вот глубокий и очень красивый рубиновый цвет стекла получается при добавлении в него сильно измельченного… золота.

Вообще, для имитации драгоценных камней обычно используется два вида стекла:

  • Кронгласс (обычное оконное или бутылочное стекло);
  • Флинтгласс (свинцовое стекло).

Для изготовления имитации бриллианта, например, могут использовать свинцовое стекло такого состава: 38,2% кремнезема, 53,3% окиси свинца, 7,8% карбоната калия и еще немного других веществ. Так получается стекло с минимально возможным коэффициентом преломления и максимальным удельным весом. Кстати, именно этот состав и получил в свое время название «страз», но сейчас стразами называется что угодно.

Почему дешевые имитации быстро теряют вид

Дешевую стеклянную бижутерию делают из кронгласса или флинтгласса. Добавление свинца улучшает показатель преломления, но стекло получается мягкое и легко царапается, из-за чего при длительной носке теряет вид. А серные окислы, которых так много в атмосфере городов, со временем еще и добавляют такому стеклу бурый оттенок.

Как заставить стекло блестеть, как драгоценный камень

Для того, чтобы стразики ярче блестели, их основание покрывается слоем ртутной амальгамы, а когда-то ювелиры подкладывали под их основание блестящую фольгу, чтобы свет отражался в камне, а не уходил через его основание.

Технология дублетов и триплетов

Изготовление имитаций – довольно простой и незамысловатый процесс. Стекло отливается уже по форме ограненного кристалла, а шлифовка такого мягкого материала делается легко и быстро.

Чтобы отличить имитацию от настоящего камня, достаточно просто поцарапать его поверхность чем-то достаточно твердым. Кстати, именно по этой причине и были изобретены композитные имитации, состоящие из двух и даже трех слоев. Но это применимо только к камням в оправе, которая скрывает боковую поверхность камня.

Дублеты: сочетание стекла и кварца

Дублет делается следующим образом: верхняя его часть, которая называется «коронка», изготовляется из натурального камня. Например, из дешевого кварца. А основание («павильон») — из окрашенного в нужный цвет стекла. Толщина верхнего слоя определяется правилом, согласно которому свет с поверхности камня должен пересечь павильон вблизи колеты. Только в этом случае визуально не будет различима двусоставность дублета. И только сняв оправу и посмотрев на камень сбоку можно увидеть, что это имитация. К таким сложностям прибегают в том случае, если поверхность камня будет подвергаться проверке на твердость.

Триплеты: краска внутри настоящего камня

Если же проверять на твердость будут не только внешнюю поверхность, но и основание, то на этот случай был придуман триплет. В нем и снаружи, и внутри используется натуральный камень, а между его слоями кладется краска. К таким хитростям прибегают в том случае, например, когда натуральный камень слабо окрашен. Подобным образом поступают с изумрудами и сапфирами посредственной окраски. Камень разрезают по плоскости рундиста, наносят и закрепляют с помощью цемента красящее вещество, после чего камни склеиваются.

Как разоблачить хитрую подделку

Склеенные камни могут распасться на части, если поместить их в спирт, кипящую воду или хлороформ. Однако в наше время нужда в подобных ухищрениях уже практически исчезла. Но еще можно встретить имитации, изготовленные в прошлом.

Имитации непрозрачных драгоценных камней

Помимо прозрачных камней имитации делаются и для непрозрачных разновидностей. Моховые агаты подделывают, выращивая дендриты между двумя стеклянными пластинками. Благородный опал имитируют тонкой пластинкой натурального, наклеенной на основание из обыкновенного опала или стекла. Бирюзу имитируют, выдавая за нее камни пятнистого голубого говлита, боро-кальциевый силикат, либо же дублет из халцедона и стекла. Тепловая обработка синтетической шпинели позволяет выдать ее за лунный камень.

***

Имитации драгоценных камней — это искусство создавать видимость ценности. Используя стекло, краску, свинец или даже натуральные кристаллы, мастера имитации научились виртуозно обманывать глаз. Но даже самая искусная подделка теряет смысл, если покупатель знает, что перед ним — всего лишь иллюзия.

Автор: Кузьмина Ольга.

Если наш сайт был вам полезен - пожалуйста оставьте отзыв. Большое спасибо!

Стеатит. Драгоценный камень
Сейчас читают: Лазурит. Драгоценный камень
Серпентин. Драгоценный камень


Правильных ответов: 0 из 10.




Самые популярные камни нашей энциклопедии: